ROYALTY CONSULTING AGENCY
ГЛАВНАЯ    |     НОВОСТИ    |     ЗАКОН    |     БЕЛЫЙ  и  ЧЕРНЫЙ СПИСОК     |     КОНТАКТЫ    |     ПРАКТИКА и АНАЛИТИКА
02.04.2012
Система защиты авторских и смежных прав в РФ является одной из самых сбалансированных и эффективных в мире

Система защиты авторских и смежных прав в России активно развивается, и можно сказать, что она является одной из самых сбалансированных и эффективных в мире. Такое мнение высказал в своем интервью генеральный директор Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Андрей Кричевский.

- Чем отличаются понятия «авторское право», «смежные права»? И чем, собственно говоря, занимается ВОИС?

- Очень актуальный вопрос, поскольку на практике эти понятия часто путают. Авторские права — это права авторов текста (поэтов) и авторов музыки (композиторов), а смежные права — это права исполнителей и изготовителей фонограмм (рекорд-компаний). И обе категории по закону имеют право на получение вознаграждения за то, что созданные ими музыкальные записи звучат в публичных местах, передаются в эфир или по кабелю. В пользу авторов вознаграждение собирает Российское авторское общество (РАО), а вот в пользу обладателей смежных прав — Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Обе организации созданы самими правообладателями и аккредитованы государством на сбор, распределение и выплату вознаграждения в соответствующих сферах защиты интеллектуальной собственности.

- Кто обязан выплачивать вознаграждение в ВОИС? Какие трудности возникают в процессе работы с плательщиками, и как Вы боретесь с недобросовестными пользователями?

- Обязанность по уплате вознаграждения в соответствии с российским законодательством лежит на пользователях, которые осуществляют публичное исполнение, передачу в эфир и по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. К примеру, если в кафе, ресторане, торговом центре, клубе или любом другом публичном месте звучит музыкальная фонограмма, в том числе и по радио, пользователь по закону обязан выплатить определенное вознаграждение в пользу создателей этой фонограммы. ВОИС была создана в 2008 году, и за это время мы многого достигли — права исполнителей и изготовителей фонограмм эффективно реализуются, сборы вознаграждения из года в год неуклонно растут.

Конечно, большинство пользователей выплачивают вознаграждение, однако, встречаются и компании, которые действуют противозаконно. Наш основной принцип работы — это открытость и мирное разрешение любого конфликта, поиск диалога. Но, к сожалению, в отличие от европейских стран, где до суда такие споры доходят исключительно редко (наши коллеги из голландского общества SENA рассказывали, что за всю их практику было не более двух судов), мы вынуждены обращаться за помощью к судебной системе и правоохранительным органам.

- Вы можете назвать кого-то из злостных неплательщиков из крупных компаний, с которыми до сих пор не удалось договориться?

- Как правило, мы такую информацию не публикуем, но сейчас у нас действительно есть затянувшийся спор с некоторыми авиакомпаниями, которые систематически лишают правообладателей их законного вознаграждения. Так сказать, наболевшая тема. Наши представители зафиксировали случаи использования музыки на бортах «Аэрофлота» и «Трансаэро». С прошлого года мы направили им уведомления о необходимости заключения договоров с ВОИС. У нас уже заключены договоры с пассажирскими транспортными компаниями, которые выплачивают вознаграждения за использование музыки в поездах. Но эти компании систематически игнорируют закон и наши обращения. Если нам не удастся разрешить сложившуюся ситуацию путем переговоров в ближайшее время, придется обращаться в суд.

- Каким образом строится взаимодействие с судебной системой?

- Очевидно, что судебная система должна стоять на страже законных интересов правообладателей, но на практике мы иногда сталкиваемся с неоднозначными ситуациями, например, когда против ВОИС — организации, работающей исключительно в рамках закона, подаются иски, затеваются судебные тяжбы с маловразумительной аргументацией со стороны истца. Или суды в отдаленных регионах рассматривают иски к общероссийским организациям, аккредитованным в Москве. Все это, конечно, мешает работать и выполнять нашу главную задачу - реализовывать права музыкантов, исполнителей, рекорд-компаний и давать им возможность спокойно творить. Непонятно, почему законные интересы не всегда защищаются, а вот необоснованные претензии отдельных сторон или лиц вызывают такое большое внимание.

- Как вы оцениваете в целом эффективность российской системы защиты интеллектуальной собственности?

- Система защиты авторских и смежных прав в России активно развивается, и могу отметить, что она является одной из самых сбалансированных и эффективных в мире. На данный момент в России идет процесс становления правовой культуры, которая давно развита в большинстве стран мира, поддерживается обществом и принимается бизнес-сообществом. Мы уверены, что наступит момент, когда российским правообладателям больше не придется бороться за правомочное использование каждого своего произведения, и они будут получать справедливое и достаточное вознаграждение, что позволит в полной мере реализовывать их творческие способности.

Источник: Украинская Лига Музыкальных прав

ВИДЕО

Репортаж ICTV о выплате роялти
Репортаж ICTV о выплате роялти

ЧТО БЫВАЕТ, С ТЕМИ КТО НЕ ПЛАТИТ ЗА МУЗЫКУ
Можно ли эффективно бороться с "пиратством" и нарушениями авторских прав?

ЧТО БЫВАЕТ, С ТЕМИ КТО НЕ ПЛАТИТ ЗА МУЗЫКУ
Роялти за музыку в кафе и Интернет

ЧТО БЫВАЕТ, С ТЕМИ КТО НЕ ПЛАТИТ ЗА МУЗЫКУ
Что бывает, с теми кто не платит за музыку


Однажды в 1997 году известный харьковский музыковед С.А. Коротков

МЕДИА ПАРТНЕРЫ