ROYALTY CONSULTING AGENCY
ГЛАВНАЯ    |     НОВОСТИ    |     ЗАКОН    |     БЕЛЫЙ  и  ЧЕРНЫЙ СПИСОК     |     КОНТАКТЫ    |     ПРАКТИКА и АНАЛИТИКА
24.05.2006
Песня бесплатной не бывает

На днях в Центре общественных связей Главного управления МВД Украины в Харьковской области состоялась встреча в необычном формате: правоохранители, ди-джей Romankin (Роман Ракитянский) и председатель областного агентства «Роялти» Андрей Писаренко. Речь шла о цене музыки.



Постсоветское пространство все еще является заповедником для «писателей», переписывающих чужие книги, «композиторов», выдающих чужое творчество за свое. До сих пор не все знают, что авторское право предполагает не только получение дохода от продаж дисков и альбомов, но и процентов с дохода, полученного от «проката» произведения.
Петр Колинский, главный государственный инспектор по вопросам интеллектуальной собственности на территории Харьковской области, является официальным представителем Государственного департамента интеллектуальной собственности в Харьковской области.
— В первую очередь, конечно, мы занимаемся борьбой с незаконным распространением контрафактной продукции — «пиратских» фильмов и фонограмм. Но не меньшее внимание уделяем и соблюдению норм авторского и смежных прав при использовании аудиовизуальной продукции с целью получения прибыли.
Как подчеркнул инспектор, целый ряд объектов — кафе и рестораны, дискотеки и компьютерные клубы и так далее — просто не задумываются над тем, что за использование музыки нужно платить. Либо ее авторам, либо тем лицам и организациям, которым принадлежат авторские и смежные права. Причина, по мнению Петра Колинского, в первую очередь, в недостаточной информированности предпринимателей и их правовом нигилизме.
Андрей Писаренко является представителем организаций коллективного управления авторскими правами, которым авторы перепоручают работу по отслеживанию использования своих произведений. Основную идею авторского права он формулирует так:
Главная идея в том, что авторское право — неотъемлемое. Автор имеет право на справедливое вознаграждение и выплату за каждое коммерческое исполнение его произведения.
Сотрудник отдела по выявлению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности УГСБЭП Главного управления МВД Украины в Харьковской области Александр Золотухин рассказал, как ведет борьбу с преступлениями против авторского права милиция:
— За 2005-2006 годы подразделения экономической милиции провели около 70 проверок различных коммерческих организаций. По их результатам было составлено 64 протокола об админнарушениях. Договоры о выплате авторского вознаграждения обязаны заключать все кафе, рестораны, клубы, магазины. Словом, все те заведения, где используется музыка. По данным управления потребительского рынка, таких в городе порядка 1200. А заключили с нами договоры пока только чуть более ста предприятий плюс все радио- и телеканалы. Штрафы же за нарушения авторских прав при использовании аудиовизуальной продукции составляют от 170 до 3400 гривен, и частные предприниматели всегда очень огорчаются, когда их привлекают к такой ответственности. Помимо этого, в дискоклубах часто выявляются преступления, связанные с незаконным хранением нелицензионных компакт-дисков для лазерных систем считывания. Это уже нарушение уголовного законодательства, по которому владелец клуба или диск-жокей могут быть привлечены к уголовной ответственности. К сожалению, частные предприниматели не соблюдают действующее законодательство часто...
Андрей Писаренко показал знак, разработанный его общественной организацией. Такой знак прикрепляется на входе в те организации, которые заключили договоры, соблюдающие авторские права.
Роман Ракитянский, защищающий интересы музыкальной общественности и профессионально занимающийся проведением дискотек, всегда, приходя работать в ресторан или кафе, требует от руководителя заключения договора с «Роялти»:
— Иначе мне просто невозможно будет работать! Придет инспектор, конфискует мою аппаратуру, мои диски...»
Как говорит Роман Ракитянский, чаще всего в результате проверок страдают... студенты. Никакие документы между ними и администрацией заведения не подписываются. Следовательно, предприниматели «выходят сухими из воды», а ребята теряют все и могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Участники встречи обсудили различные случаи, касающиеся выплаты вознаграждения. Например, надо ли и кому выплачивать авторское вознаграждение, если автор музыки умер. Оказывается, надо, утверждает Андрей Писаренко:
— Речь идет не об авторских, но о смежных правах. Авторские права составляют 2% от прибыли, а смежные права — 1%. Ведь есть права звукозаписывающей компании, которая выпускала диск или кассету, есть наследники, обладающие соответствующими правами... Авторские права сохраняются 70 лет. Если речь идет о старинных записях, выпущенных более 70 лет назад, — то роялти можно не платить. Если о новых, недавно выпущенных дисках — необходимо платить за смежные права.
— Во многих кафе играет не магнитофон, а радио. Надо ли в этом случае что-то кому-то платить?
— Да, у нас есть плей-листы всех радиостанций, каждая песня или композиция должна быть оплачена.
— Подождите, а если речь идет о свадьбе, тоже нужно платить?
— Если свадьба проходит в кафе или ресторане — да. Если в каком-то другом помещении, то можно не платить, поскольку на торжество собираются свои люди, это не является коммерческим использованием.
— А караоке?
— Этот вопрос пока не решен. Так что пока авторское вознаграждение от фирм, занимающихся этим видом развлечений, в Украине не взимается. Хотя действительно, над этим нужно работать.
Грань коммерческого и некоммерческого использования — не совсем четкая и понятная. К примеру, музыка в маршрутках пока роялти не облагается, но в планах у правоохранителей такой пункт есть. Но ведь не ради музыки садятся в авто пассажиры? Есть кафе, в которых для развлечения посетителей работает телевизор. Пока идут новости — все в порядке, но если вдруг телеканал покажет запись какого-то исполнителя, то администрации придется платить за это штраф? В ресторанах выступают «живые» музыканты, играют свои произведения барды. По закону это никаким роялти не облагается. Но порой посетители просят сыграть «Цоя» или «Высоцкого». А за это уже полагается платить роялти.
Да, оказывается, соблюсти авторские права не так просто. Может быть, нужны более четкие формулировки закона, которые бы не выходили за рамки здравого смысла. А пока представители контролирующих органов пообещали «не перегибать палку». Очень хотелось бы, чтобы они свое слово сдержали — иначе город погрузится в тишину...

Олег Перегон, для «Вечерки»

Источник: Вечерний Харьков

ВИДЕО

Репортаж ICTV о выплате роялти
Репортаж ICTV о выплате роялти

ЧТО БЫВАЕТ, С ТЕМИ КТО НЕ ПЛАТИТ ЗА МУЗЫКУ
Можно ли эффективно бороться с "пиратством" и нарушениями авторских прав?

ЧТО БЫВАЕТ, С ТЕМИ КТО НЕ ПЛАТИТ ЗА МУЗЫКУ
Роялти за музыку в кафе и Интернет

ЧТО БЫВАЕТ, С ТЕМИ КТО НЕ ПЛАТИТ ЗА МУЗЫКУ
Что бывает, с теми кто не платит за музыку


Однажды в 1997 году известный харьковский музыковед С.А. Коротков

МЕДИА ПАРТНЕРЫ